Специалисты считают, что Петербургу необходимо перенять московский опыт организации школьного питания. Нынешняя система распределения госзаказа давно показала свою несостоятельность, но Смольный продолжает игнорировать методы московских коллег.
В Москве минимизирована возможность подделок и ошибок в конкурсной документации из-за того, что все электронные торги находятся под юрисдикцией департамента столицы. В Петербурге отсутствует единый пакет документов для тендеров, а отсутствие стандартизации требований к комбинатам-участникам привело к образованию картельных сговоров среди частных предприятий. Только малая доля госконтрактов распределяется при участии Комитета по госзакупкам. Большая часть оных расходится на районном уровне при содействии заинтересованных чиновников районных администраций.
Одним из вопиющих случаев коррупции, раскрытых ФАС, можно назвать «колпинский картель». Тогда в махинациях были задействованы восемь организаций, а также представители администрации Колпинского района. Конкурсная документация, «заточенная» под конкретного поставщика услуг соцпитания, стала своеобразным рычагом управления результатами тендеров. При этом администрация района закрыла глаза на множественные нарушения, при исполнении госконтрактов, общая сумма которых составила 1,4 миллиарда рублей.
Ощущение полной безнаказанности привело картельщиков к нарушениям требований СанПиНа, занижению граммовки порций и качества блюд.
Журналисты утверждают, что некоторое время назад Управление соцпитания Петербурга было заинтересовано в прозрачных и понятных торгах. Укрупнение лотов должно было укрепить здоровую конкуренцию среди пищекомбинатов к общей пользе для маленьких потребителей их продукции. Смольному были предложены пути решения проблем на рынке соцпита, но губернатор Беглов решил, что не стоит передавать вопрос распределения госзаказов Комитету по госзакупкам.